AGP (Accelerated Graphics Port – быстрый графический порт) – 32-х битный стандарт слота, разработанный Intel в 1997 году, специально для нужд видеокарты по причине возросшей потребности к пропускной способности видео -подсистемы компьютера.
Кроме увеличенной, пропускной способности, данный стандарт позволял видеокарте напрямую сообщаться с оперативной памятью компьютера (DME — Direct in Memory Execute), что значительно увеличивало производительность, уменьшало зависимость видеокарты от своей собственной памяти и разгружало процессор благодаря меньшему количеству обращений копирования. В сравнении с шиной PCI, была увеличена частота работы (до 66 Мгц) и количество передаваемой энергии устройству вставленному в слот AGP (в реальности до ~40W).
Существует четыре версии стандарта: AGP1x ,2x, 4x, 8x; которые обозначают сколько блоков информации интерфейс может передать за такт. Также существовал слот AGP Pro, который не получил распространения.
Максимальная пропускная способность последней массовой версии (8х) — 2 ГБ/с, чего хватало максимум для нужд видеокарты уровня NVidia GeForce 6600.
Последние видеокарты на AGP имели специальные микросхемы «переходники», так как изначально карты строились под PCI-Express. В дополнение к этому, из-за меньшей в сравнении с PCI-Express передаваемой энергии, только AGP карты приходилось оснащать дополнительными разъёмами питания. Два этих фактора значительно увеличивали конечную цену готового продукта. Последняя, и самая производительная карта, которая была выпущена для устаревшей платформы — ATI Radeon HD 4650 AGP.
В 2004—2005 году технология была полностью вытеснена универсальным стандартом PCI—Express и развития больше не получила, rip.