Hyper Transport Bus (системная шина) – высокоскоростная, двунаправленная системная шина по принципу точка-точка, разработанная для соединения низко скоростных системных шин, компонентов компьютеров, серверов, сетевых центров и телекоммуникационного оборудования, предоставляя до 48x прирост скорости.
Помогает сократить количество шин в системе и используется чаще всего в ПК, для соединения с контроллёром и оперативной памятью, позволяя им работать быстрее в одной среде и с меньшими задержками ввода-вывода. Очень часто шина используется и для соединения ядер процессора между собой.
При разработке, основными критериями были:
-
o Скорость передачи данных должна быть выше, чем у конкурентов.
-
o Низкие задержки ввода-вывода и малое количество контактов.
-
o Совместимость с самыми распространёнными шинами входящими в SNA.
-
o Без проблемное распознавание операционными системами.
Разработкой и лицензированием технологии занимается специально созданный для этого консорциум — HyperTransport Technology Consortium.
Используется в продуктах компаний AMD, Transmeta (X86); VIA, NVidia, SiS , Apple, HP (лицензия для производства системной логики); Broadcom, Raza—Microelectronics (MIPS— архитектура процессоров); HP, SUN, DELL, IBM (для серверов); компания Cisco к примеру, использует данную шину в маршрутизаторах.
Основное применение шина HyperTransport нашла в качестве процессорной шины. Являясь гибко масштабируемой и совместимой со всем распространёнными периферийными шинами, стала основной для платформ с процессорами производства AMD. Даже конкурирующая с AMD компания Intel, в своё время купила права на использование HyperTransport, так как некоторые технологии передачи в их собственных шинах могли идти вразрез с патентами конкурента.
Описание принципа работы:
Шина является последовательной. Скорость передачи зависит от двух параметров – ширины шины и частоты её функционирования. Шина, кроме передачи самих данных, может использоваться для передачи прерывания, служебных, системных и конфигурационных сообщений.
Шина может работать в двух режимах: Posted и Non—Posted. Первый обычно используется в настольных потребительских системах (для DMA-передачи к примеру) и обеспечивает максимальную скорость передачи данных. Posted операция записи просто посылает пакет с данными на определённый адрес, данные записываются и на этом всё. Non—Posted подразумевает передачу данных на определённый адрес, а после успешной записи в обратном направлении отправляется пакет с подтверждением успешной записи. Данный тип записи работает значительно медленней, но исключает возникновение ошибок передачи. Потому он используется преимущественно в серверных, научных, высокоточных машинах.
Шина поддерживает энерго-сберерегающие режимы, предусмотренные в ACPI. А именно – C/D— state.
Версии шины и скорость работы:
-
2001-2002 год — 1.0 и 1.1 версии, работают на частоте до 800 МГц и имеют максимальную скорость 12.8 Гб/с.
-
2004 год – 2.0 версия, имеет частоту функционирования до 1400 МГц и пропускную способность до 22.4 Гб/с.
-
2006 год – 3.0 версия, частота до 2600 МГц, скорость передачи данных до 41.6 Гб/с.
-
2008 год – 3.1 версия, частота до 3200 МГц, скорость передачи данных до 51.6 Гб/с.