Cell – процессорная архитектура, разработанная альянсом STI (Sony, Toshiba, IBM), которая стала известна и получила массовое распространение благодаря игровым консолям PlayStation 3, а так же блэйд-серверам IBM .
Начало разработки датировано 2000 годом.
Содержит в себе процессор POWER от IBM PPE (POWER Processing Element) управляющий мультимедиа сопроцессорами SPE (Synergistic Processing Element), специализирующимися для вычислений с плавающей запятой, работ с изображениями и другими мультимедиа инструкциями.
Характеристики чипа:
· 234 млн. транзисторов
· Теоретическая производительность ~200 GFlops
· Частота нормального функционирования 3,2—5,6 ГГц
· Рабочее напряжение 0,9—1,3 В
· Существуют версии с 90, 65 и 45 нм техпроцессом.
· Имеет 1236 контактов
· Имеет двухканальный контроллер XDR памяти — 25 ГБ/с.
· Внутрипроцессорная шина Flex I/O с пропускной способностью 32 ГБ/с на ввод, 44,8 ГБ/с на вывод
Самый последний чип содержит в себе два ядра Power, кэш 1L — 64 Кб, кэш 2L – 512Кб, уменьшенный по длине конвейер, поддержка инструкций AltiVec (для улучшения скорости векторных операций) и контроллёр DMA (прямой доступ к памяти, для увеличения скорости текстурирования и разгрузки процессора).
Сложность специфичность программной прослойки между процессором и памятью – делает разработку приложений для данного процессора более трудоёмкой, чем обычно. Поэтому некоторые «спешащие» разработчики мультиплатформенных продуктов, выпускают для PlayStation 3 игры с упрощённой графикой в сравнении с аналогами (Xbox360), так как быстрее убрать некоторые функции, чем оптимизировать их для корректной работы.