Подшипник скольжения (подшипник на втулке, sleeve bearing) — подшипник в котором трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей.

Механизм больше напоминает модифицированную втулку с плотным прилеганием соприкасающихся тел. Подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, заполненный смазочным материалом, который позволяет вращаться валу с малым сопротивлением.

Если такой подшипник лишится смазки, он выйдет из строя по причине перегрева (поверхности будут иметь гораздо большее сопротивление), истирания рабочих поверхностей.

Чтобы увеличить качество и долговечность смазки данных подшипников, была придумана система самосмазки, в которой применяется пористый материал, изготавливаемый по технологиям порошковой металлургии. При нагревании он выделяет масло (которым был изначально пропитан), при остывании впитывает масло обратно, что позволяет свести потери масла к минимуму. Обычно, в спецификациях указывают на этот счёт — «самосмазывающийся подшипник«.

Из плюсов таких подшипников можно выделить – низкий шум при работе в течении гарантированного срока службы, дешевизна в производстве и низкая конечная цена изделия.

Минусы – самая малая долговечность, необходимость периодического обслуживания, если обслуживание предусмотрено конструкцией.

Наряду с подшипниками скольжения, используются более дорогие, но долговечные гидродинамические и подшипники качения.