Архитектура Core – является производной архитектуры «Banias/Dothan» применяемая ещё в Pentium M, которая в свою очередь является преемницей Pentium 2 и Pentium Pro. Архитектура пришла на смену малоэффективной NetBurst, которая имела слишком длинный арифметический конвейер и плохую совокупность производительности на герцватт.

Первым процессором с архитектурой Core стал «Yonah», имевший 2 мб кэш-а, поддержку инструкций SSE3 и улучшенную поддержку SSE1 & SSE2. Существовали 2 разновидности: 2 ядра(Duo), 1 ядро(Solo).

Позже появились наследники развития архитектуры: Core 2 DuoQuad, Core i3i5i7 v1 & v2.

С поколения Core i, на некоторых процессорах вновь появилась поддержка технологии HyperThreading применённая впервые на Pentium 4. Это позволило значительно поднять производительность в многопоточных приложениях, таких как видео редакторы, архиваторы, 3D-рендеры и других. Значительному увеличению производительности, способствовали и добавленные наборы инструкций: SSE4, SSE 4.1, SSE 4.2, IntelVT и другие. Также появились такие нововведения как интегрированный в процессор контроллёр памяти, что позволило значительно уменьшить задержки оперативной памяти и системной шины. К тому же начиная с процессоров Sandy Bridge, практически во все процессоры (на сам кристалл) было интегрировано собственное графическое видео-ядро.

Короткий конвейер – стал большим шагом вперёд в сравнении с архитектурой NetBurst, увеличив производительность на такт практически в два раза. Даже одноядерный процессор Core с частотой 1.8 Ггц, выигрывал по производительности у 3.0 Ггц Pentium 4 с HT.

На момент выхода (начало 2006 года), процессоры с данной архитектурой, имели выдающиеся показатели производительности на ватт и производительности на такт благодаря схематике, изначально созданной для мобильных процессоров Pentium M.