***Материал ориентирован на новичков***

«Выбор колонок» — главный запрос по данной теме в интернете.

______________________

При выборе мультимедийной акустики для компьютера, стоит взять за основу некоторые принципы, которые помогут вам не ошибиться. Они будут описаны в данной статье.

Если вы ещё не определились какую же именно акустику вам выбрать, стоит подумать для каких целей она будет использоваться.

Если сомневаетесь в выборе, рассмотрим разновидности.

2.0 или «стереопара».

Данная разновидность имеет 2 колонки, по одной для каждого стерео-канала. Является универсальной и подходит для различных целей. Плюсом, является небольшое пространство для установки (обычно), которое они занимают и неплохое качество звучания музыки. Главным минусом, является – слабый и неглубокий бас, даже при наличии фазоинвертора. Иногда и в очень крупных колонках его может не хватать, особенно на небольшой громкости. Плюсом является — не обязательность отдельной звуковой карты для «правильного» звучания каналов, так как на каждый канал — свой источник звука (касается музыки). Стереопара, выигрывает в собранности и точности передачи звука в сравнении с системами 2.1, о которых пойдёт речь ниже.

2.1 система.


*или недо5.1 система 🙂

Данные системы были созданы, чтобы восполнить недостаток басовой составляющей в 2.0 системах. Сабвуфер перекочевал из 5.1 систем, однако он в 90% случаев подключается параллельно и воспроизводит басовую составляющую от двух сопутствующих колонок. К минусам, можно отнести именно сопутствующие колонки, которые очень редко бывают хорошего качества. Обычно имеют широкодиапазонные «громкоговорители», которые со средними частотами справляются «так себе», что уж говорить об высоких частотах. Данный вид акустики, будет лучше справляться в озвучивании игр и фильмов чем 2.0 акустика, но будет проигрывать в музыкальной составляющей. Меломанам вряд ли подойдёт.

Стоит обратить внимание, что данный вид акустики, часто может проглатывать частоты, что негативно скажется на общем впечатлении от прослушивания. Происходит это в результате неправильного подбора частотных характеристик сабвуфера и сателлитов. Также, при этом могут возникать такие неприятные вещи, как перехлёстывание частот, что тоже негативно сказывается на воспроизведении звукового тракта.

Перехлёстывание частот — это когда некоторые частоты играют громче, чем остальные, меняя звучание задуманное исполнителем. Получается такой эффект в следствии перекрещивания сабвуфера и сателлитов в воспроизводимых частотах (обычно на частотах 120-250Гц). Случается это, из-за плохого отсечения частот у сателлитов или отсутствием кроссовера для сабвуфера.

5.1 системы или Системы Объёмного Звучания.


Для обеспечения эффекта объёма в фильмах, играх и даже музыке, вам понадобятся пять колонок и более. При этом колонки расставляются по парам спереди (front) и сзади (rear), плюс центральная колонка (center) прямо перед слушателем. Обычно такие колонки, не обладают собственной возможностью воспроизводить низкие частоты. Поэтому к ним должен идти низкочастотный излучатель, то есть сабвуфер (5+1).

Данные системы предназначены для просмотра фильмов с поддержкой многоканального звука. Для этого, звуковая дорожка у фильмов должна быть AC3, DTS или другой многоканальный формат. Это позволяет «буквально» почувствовать себя в центре событий фильма и получить максимальное погружение в него. При этом машины ездят вокруг, вертолёты проносятся над головой, звук от проезжающего по экрану грузовика слышится слева направо, практически как и в реальном мире, примеров множество.

Так же, большего эффекта погружения в компьютерных играх можно достичь с поддержкой EAX. Благо сейчас практически все игры как и форматы фильмов поддерживают технологии объёмного звучания, например Dolby Digital, Pro Logic и т.д. Если сравнить с 2.0 системой, то отличия огромные. Слышно, как снаряды падают сзади, сбоку сигналит автомобиль, спереди разговаривают. Данного эффекта можно добиться только с акустикой объёмного звучания.

Так же существуют 7.1 системы, в которых добавлены ещё два канала, которые расположены на 90 градусов от слушателя, то есть ровно напротив ушей слушателя. Но, особой разницы между 7.1 и 5.1 системами мультимедиа класса, может не услышать даже профессионал, не говоря уже об обычном смертном 🙂 Поэтому, при наличии определённой суммы денег и сомнений насчёт выбора 5.1 или 7.1 аудио системы, мы советуем более качественную 5.1 систему, нежели систему 7.1 но менее качественную. Разница всегда будет в пользу более качественной 5.1 системы.

Данная категория аудио систем, также подойдёт тем у кого есть хорошая звуковая карта с поддержкой технологии распараллеливания 2-х стерео-каналов, в объёмный 5.1 звук. К примеру, технология CMSS 3D от Creative, которая очень неплохо справляется с данной задачей. Ведь имея 5 колонок + сабвуфер, неплохо было, чтобы и в музыке играли все каналы, а не только два фронтальных. С другой стороны, распараллеливание это «баловство» и довольно ощутимо искажает музыку.

Не советуем использовать 2.1-7.1 систему совместно со встроенными звуковыми картами. Причиной является то, что они не обеспечивают такого же уровня звучания, как дискретные звуковые карты. Иначе можно просто разочароваться в купленной акустике. Всё же встроенная звуковая карта подходит только для озвучивания звуков Windows.

 

Самые важные атрибуты качественной мультимедийной акустики.

Обсудив возможные варианты мультимедийной акустической системы, перейдём к важным советам для выбора качественной акустики для компьютера.

 

Материал колонок.

От материала колонок зависит не всё, но многое. При правильно подобранном материале – звучание может разительно отличаться в лучшую сторону. Для чего же вообще нужен качественный «короб», в который вставляется динамик?

При проигрывании звукового тракта, происходят микровибрации, которые издаются динамиком. Корпус колонок, является продолжением динамика, и передаёт часть его частот. В основном это частоты от 20 до 800Гц.

То есть, как и в любом музыкальном инструменте – корпус колонки является резонатором. Поэтому нужно выбирать материал, который как можно меньше создавал бы паразитных частот и искажений при вибрации.

Также, корпус колонки является дополнительной компенсирующей силой для хода динамика, создавая ему дополнительное сопротивление, что делает низкочастотный звук более собранным.

Это можно легко ощутить, послушав динамик в корпусе и без него. Вы ощутите большую разницу в звучании.

Поэтому к выбору материала нужно подойти как можно тщательней.

Во первых, корпус мультимедиа акустики должен быть из МДФ (вспененные измельчённые древесные опилки). Это один из самых универсальных материалов, который имеет неплохие характеристики по всем критериям и сносно гасит вибрации. Стенки корпуса, должны быть как можно более толстыми, это очень важно для меньшей передачи вибраций.

Очень важна крепость конструкции. Чем прочнее будет корпус, тем меньше будет паразитных искажений от корпуса.

Пластмассовые корпуса – удел дешёвой акустики. При больших нагрузках, пластмасса начинает дребезжать и сильно резонировать в силу своей гибкости и плохой способности гасить вибрации.

*Хотя есть производители высококлассной акустики HiFi уровня, которые используют только пластмассу. Однако эту пластмассу, ни на один параметр нельзя сравнить с той, что делают для мультимедиа акустики, небо и земля в плане характеристик

Фазоинвертор.


Фазоинвертор — служит для улучшения басовых характеристик колонки. Имеет форму сквозной трубки, один конец которой плотно вставлен в отверстие в корпусе, при этом она находится внутри и не выходит наружу. Низкочастотная вибрация от корпуса + вибрация воздуха от движения динамика складываются вместе и создают бас определённой частоты. Фазоинверторы настроены на определённую частоту, на которой они могут выдать максимальную громкость баса. Этот параметр зависит от длины и толщины трубы фазоинвертора. Обычно, частота колеблется в пределах 60-120 Гц. Благодаря фазоинвертору, громкость той частоты, на которую он настроен, можно увеличить почти в 3 раза от громкости излучаемой самим динамиком.

Так что, наличие порта фазоинвертора – несомненный плюс, который при отсутствии сабвуфера, сможет хоть немного, но скомпенсировать нижний порог звуковой сцены.

Стоит заметить, что есть довольно дорогие модели без фазоинвертора, с компрессионной системой корпуса. На стадии разработки для такой системы нужна тонкая настройка, которую к сожалению на вряд ли проводят в акустике мультимедиа класса. Такая привилегия, выпадает только акустике совсем другого уровня (HiFi).

Поэтому, при выборе мультимедиа акустики, внимание стоит обращать на акустику с фазоинвертором. Кстати, чем он больше в диаметре и длиннее , тем более низкий диапазон частот он может усиливать. На это тоже стоит обращать внимании, как и на его материал.

Всё просто – пластик плохо, пресованый картон и дерево хорошо.

 

ВЧ излучатель (твиттер, высокочастотный излучатель, «пищалка» ).

Для качественного звучания акустики в высокочастотном диапазоне, производители с недавнего времени стали наделять акустику ВЧ излучателями. В данных колонках, роли по воспроизведению различных частот ложатся на два, или больше динамиков, что сильно улучшает звучание в силу специализированности каждого, на своих частотах. Тем более высокочастотные динамики, в разы лучше воспроизводят ВЧ звуки, чем универсальные громкоговорители.

Это  очень важно для акустики, которая создаёт объём (5.1,7.1). Ведь для уха человека, именно высокие частоты в большей степени, отвечают за позиционирование источника звука в пространстве. То есть, если вы хотите добиться максимально возможного эффекта присутствия в фильмах и играх, то стоит присмотреться к объёмной акустике у которой в каждой колонке есть ВЧ излучатель.

ВЧ излучатели производят из разных материалов. Чем он более жёсткий и прочный, тем лучше будет высокочастотная составляющая. Производятся они из алюминия, титана, меди, стали, пластика и других материалов.

Наличие шёлкового купола ВЧ динамика в мультимедиа акустике – очень приветствуется. Это делает звук более выразительным и уменьшает искажения. Так же он избавляет ВЧ излучатель от «металлизированного» призвука, который – считается плохим тоном в хорошей акустике. Наличие шёлкового ВЧ динамика – не говорит что высокочастотный звук у более дешёвой акустики, будет таким же, как у более дорогой. Если сам динамик плохого качества – никакой шёлковый купол тут не поможет.

В дешёвой акустике с ВЧ излучателями, динамики подсоединены параллельно и воспроизводят звук внахлёст, что портит звук. А в более дорогой акустике, используется плата кроссовера, которая обрезает частоты для каждого из динамиков, делая звук более собранней и живее.

 

Материал и форма СЧ ,НЧ* динамика

(*среднечастотного, низкочастотного).

От материала, из которого сделан среднечастотный и низкочастотный динамики, зависят его частотные характеристики. Он должен быть как можно легче и при этом как можно более прочным.

Бумажный динамик (он же картоновый) – самый дешёвый вариант, который не обладает какими либо выдающимися характеристиками.

Слабо справляется с воспроизведением НЧ и неплохо в среднем диапазоне. Ещё из минусов можно назвать — высокую подверженность повреждениям.

Полипропиленовый динамик – отлично справляется со средним частотным диапазоном, и неплохо с низкочастотным.

Является самым лёгким, что означает лучшую реакцию и более живое воспроизведение всего диапазона частот. Золотая середина между бумажным и кевларовым.

Кевларовый динамик имеет выдающиеся характеристики в низком диапазоне частот, и слабые в среднем диапазоне.

Используется преимущественно для низкочастотных динамиков в трёх полосных системах и для динамиков сабвуферов в силу своей прочности. Может успешно использоваться и как среднечастотный динамик, но только при наличии качественного ВЧ излучателя, который будет немного компенсировать этот недостаток. Является самым дорогим материалом для динамика в классе мультимедиа.

В акустике начиная со среднего ценового диапазона, часто используются пылезащитные колпачки по форме напоминающие пулю. Маркетологи утверждают, что данное нововведение – уменьшает сопротивление воздуха, делая динамик более отзывчивым. Так же по их заверениям – это улучшает характеристики средних частот, делая их равномерными по звучанию в ДБ-выражении.

 

Какой производитель делает колонки качественно?

Всё зависит от ваших личных требований и предпочтений. У каждого производителя мультимедиа акустики, есть свои удачные и неудачные модели.

Стоит обращать внимание на многолетний опыт производителя в производстве акустики. Хорошо так же, если данный производитель производит только акустику. Это говорит о серьёзной нацеленности на определённый рынок. Выпуск некачественного товара, может напрочь испортить его репутацию.

 

Советы:

— При выборе системы 2.1-7.1, для достижения лучшего эффекта от звучания, желательно приобрести дискретную звуковую карту. Встроенные кодеки – не всегда обеспечивают звучание 2-х каналов на должном уровне, что уж тут говорить, когда каналов в 3 раза больше.

К тому же, дискретная звуковая карта обеспечит вас поддержкой различных звуковых технологий, которые помогают получить большее наслаждение от процесса прослушивания.

— Пары колонок – всегда качественнее своих «сборных» братьев в системах объёмного звука. Поэтому, иногда бывает разумнее приобрести 3 пары активной стерео акустики+сабвуфер и объединить их в систему 5.1

— Если ваши колонки находятся в месте, где их трудно повредить, вас устраивает как они выглядят без защитной сетки, то сетки стоит снять. Это должно улучшить прохождение высоких частот от колонки к слушателю. Ведь высокие частоты может задерживать любой объект, который находится между ними.

— Правильная расстановка колонок – половина качественного звука. Стереопару нужно расставлять на 45 градусов, от точки взгляда слушателя.

Систему 5.1, стоит расставлять по тому же принципу, что и стереопару. Тыловые (задние) колонки должны быть на 45 градусов от места, куда смотрит спина слушателя.

— Сабвуфер должен быть внизу. Человеческое ухо, хоть и не может определять положение в пространстве источника звука, с частотой до 120 Гц, не стоит ставить сабвуфер выше головы. Это может испортить звуковую картину. Низкочастотный звук, должен распространяться как можно равномернее, пол для этого подходит лучше всего. Так же, пол будет вносить меньше искажений, чем например деревянная тумбочка, или полка.

 

Выводы:

Изучив все характеристики, мы пришли к выводу, что при выборе мультимедиа акустики, в первую очередь стоит обращать внимание на:

1. Материал корпуса колонок.

2. Наличие и качество ВЧ излучателя.

3. Наличие порта фазоинвертора.

4. Материал, размер и форму СЧ, НЧ динамика.

 

Надеемся что данная статья была полезна для вас.

Удачного выбора!